Успех изменяет мозг
Нейробиологи заметили давно, что человеческий мозг изменяется в зависимости от приобретенного опыта — данный феномен называется нейропластичностью. Но до недавнего времени никто не мог объяснить, что серому веществу дает пластичность и вынуждает его изменяться.
Открытие в этой сфере совершили ученые Института памяти и обучения Пикауэра Массачусетского института: они выяснили, что именно запускает трансформацию. Выяснилось — успех. Не менее значим и в определенной степени поразителен другой вывод: обратное по характеру явление, или неудача, на мозг никак не влияет.
Как считает руководитель научной группы Эрл Миллер, данное открытие — ключ к совершенствованию способов мотивации и обучения, потому что оно поясняет, как люди учатся (резюме исследования опубликовано было в журнале Neuron летом прошлого года). По полученным сведениям, успех нам дает больше, нежели неудача.
В исследовании коллеги Миллера обезьянам давали несложное задание. Они по очереди показали им 1 из 2-х картинок: взглянув на первую, обезьяны обязаны были поглядеть налево, вторую — направо. В случае, если обезьяны разворачивались в правильную сторону, их угощали соком. Во время опыта ученые контролировали деятельность мозга своих подопытных.
«Нейроны полосатого тела и префронтальной коры (иначе говоря, областей головного мозга, которые контролируют поражения и удачи) в случае успеха перестраиваются», — говорит Миллер. Больше того, преобразования фиксируются в течение нескольких секунд — потому при исполнении последующего задания обезьяний мозг работал еще лучше и лучше. Это означает, что обезьяна материал усвоила. «А вот вслед за неудачей, — замечает Миллер, — работа мозга практически не менялась» . Иначе говоря, мозг информацию о поражениях не сохранял и не применял ее в будущем. Обезьяна старалась угадать верное решение опять и опять.
Это значит, считает Миллер, что удача на неврологическом уровне оказывается более информативной, нежели поражение. Если вы получили вознаграждение, мозг сразу запоминает, что он правильно сделал. В ситуации неудачи он не способен определить точно, что именно необходимо сохранить, и не меняется (за исключением ситуаций, когда виден очевидный отрицательный результат: к примеру, ребенок сует что-нибудь в розетку, и его ударило током).